Загадки истории.

2 893 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

НЕПОЛИТКОРРЕКТНАЯ ФАМИЛИЯ. Как в СССР уничтожали творчество Андре Жида

НЕПОЛИТКОРРЕКТНАЯ ФАМИЛИЯ. Как в СССР уничтожали творчество Андре Жида

ОТ РЕДАКЦИИ: Знаменитый французский писатель Андре Жид скончался 65 лет назад, 19 февраля 1951 года. Его фамилия никак не связана с евреями, но Жид был ещё и гей. Несмотря ни на что, до поры его любили в СССР, а Сталин даже ставил «прогрессивного литератора» рядом с собой на трибуну Мавзолея. Но однажды его книги приказали уничтожать прямо в типографиях, — пишет НЕПОЛИТКОРРЕКТНАЯ ФАМИЛИЯ. Как в СССР уничтожали творчество Андре ЖидаUGLICH_JJ .

Кем он только не был 

Андре Жид (Andre Gide), французский писатель начала 20 в., лауреат Нобелевской премии (1947 год). Биография его полна зигзагов: критик религии, гей-активист, антикоммунист. Автор одного из самых злобных антисоветских произведений западной литературы: «Возвращение из СССР» (1936–37). В то же время, в другие периоды жизни — набожный протестант-кальвинист, марксист, друг СССР, стоявший со Сталиным на трибуне мавзолея. Кем он только он не был, короче...

Сначала про фамилию писателя. Во французском языке слово Gide никак не связанно с евреями. Но произносится как «Жьиид». По-русски это не выговорить, потому писателя стали называть просто Андре Жидом. Игра слов, в общем. Писатель родился в Париже, в 1869 году, в богатой протестантской семье. Отец его умер, когда ему было всего 11 лет, но обеспечил сына на всю оставшуюся жизнь.

Андре мог спокойно посвятить себя творческим исканиям. Искания эти шли зигзагами. 

Андре Жид: «Человек лучше всего раскрывается в отрицании чего-либо». Или по-другому: личность начинается с первого «Нет!»

По молодости он начинал как протестант-ортодокс. У него была кузина Мадлен Рондо , фанатичная протестантка и роковая женщина. У них была большая любовь, на всю жизнь. Оба были религиозными единомышленниками (поначалу), бесконечное чтение и обсуждение Библии было любимым занятием этих молодых людей.

Однако кальвинизм головного мозга у Андре протекал не в такой тяжелой форме. Он все время мучался темой, что Библия это хорошо, но жизнь-то одна, а вокруг столько интересного. Решающий поворот произошел во время путешетсвия Жида по Тунису и Алжиру в 1892–93 гг. Он поехал туда подлечится (мигрени, туберкулез и пр). Как свидетельствуют биографы писателя, там Андре познакомился с мальчиком Али. Ну и... и со здоровьем наладилось, и с кальвинизмом полегчало...

Гей-туризм по Северной Африке не помешал ему в 1895 г. жениться на Мадлен, однако эта женитьба изначально была (по согласию сторон) открытым браком. То есть Мадлен оставалась фанатичной кальвинисткой, а Андре перемежал её с партнерами обоего пола, продолжая при этом считать своей музой и выводить в своих книгах под разными именами. Я понимаю, да, что тут много непонятного, но именно так они и жили.

В 1895 году Жид совершает второе путешествие в Алжир, где встречает Оскара Уайльда... Андре двигался по жизни, в целом, тем же путем, что и Оскар Уайльд, однако, избежал таких тяжких гонений и даже дожил до Нобелевской премии на старости лет.

Первый большой успех пришел к Жиду в 1902 году, с романом «L`Immoraliste» (дословно — аморальный тип, в русском литературном переводе — «Имморалист». Главный герой — молодой человек по имени Мишель — едет в путешествие по Северной Африке, тяжко заболевает, а помогают ему вылечится — симпатичные молодые друзья. Второй сюжетной линией является любовь Мишеля и некой девушки Марселен, с которой у него крайне запутанные отношения. Ну вобщем, автобиография.

Большой друг советского народа 

Следующий эпохальный труд писателя — «Коридон», публиковался анонимно, по частям, с 1911 по 1924 г. Коридон это герой стихотворения Вергилия, древнеримского поэта. В стихотворении рассказывается о пастухе Коридоне, который сгорает от неразделенной любви к некоему Алексису. Вергилий заканчивает стихотворение на оптимистической ноте: «Будет Алексис другой, если этот тебя отвергает!»

Алексис — конечно, не Али, но смысл стиха-то понятен. В своем «Коридоне» Андре Жид развил эту тему дальше. Суть романа в том, что именно геи и гей-культура стояли у истоков всех великих и наиболее культурных цивилизаций — Древней Греции, Италии времен Ренессанса и Англии времен Шекспира... В общем, бывший протестант-ортодокс Андре Жид стал ярым гей-пропагандистом. Но это еще не все. Следующим увлечением писателя стал ... марксизм.

Андре Жид: «Один из законов жизни гласит, что как только закрывается одна дверь, открывается другая. Но вся беда в том, что мы смотрим на запертую дверь и не обращаем внимания на открывшуюся». 

В начале 1930-х гг. он объявил себя коммунистом, поклонником СССР и Октябрьской революции. Такой Достоевский наоборот. Тот эволюционировал от социалиста к религиозному мракобесу. А Андре Жид — наоброт. Увлечение Жида социализмом делало последнему хорошую рекламу в Европе. К 1930-м гг. Андре Жид был уже известной личностью, «властителем дум», влияющим на общественное мнение.

Жид любил СССР, в СССР — любили его (до поры до времени). Роман «Фальшивомонетчики» (1925 год) про жизнь и духовные искания молодых французских геев, печатают в Советском союзе. Советской публике Жид подавался как прогрессивный писатель, обличитель прогнившей буржуазной морали, анти-фашист и друг Советского Союза.

В 1934–36 гг. выходит 5-томное собрание сочинение писателя на русском языке. Из 5 томов успевают издать 4, но последний пятый — так и не выходит, а уже готовый набор — уничтожают в типографии. Что случилось? — А советские власти пригласили Андре Жида посетить СССР. Он приехал, выступил с трибуны Мавзолея на похоронах Горького, покатался по стране. И написал небольшой отчёт «Возвращение из СССР», где более-менее честно изложил все увиденное. Больше Жида в СССР не звали, а книги его не издавались до 1989 года.

Увидел в СССР тиранию и холуйство 

Хотя в своем «Возвращении» Жид то и дело делает оговорки, что он верит в социализм и светлое будущее СССР, любит советских людей, но картина жизни Советской России в его отчете предстает, прямо скажем, отталкивающей. Тоталитарная диктатура, народ живет в жалких лачугах, работает за копейки, в магазинах товары, которые во Франции постеснялись бы и на прилавок выставить. Но и за этой дрянью — многочасовые очереди. 

Андре Жид: «Качество? „Зачем оно, если нет конкуренции?“ — говорят нам. Именно так, очень бесхитростно, объясняют нам плохое качество всего производимого в СССР... Советский рабочий превратился в загнанное существо, лишенное человеческих условий существования, затравленное, угнетенное, лишенное права на протест». 

Разумеется, не могли не возмутить Андре Жида законы против гомосексуалистов в СССР: «Но что думать, если встать на марксистскую точку зрения, о другом законе, направленном против гомосексуалистов? В соответствии с этим законом они приравниваются к контрреволюционерам (инакомыслие преследуется даже в сексуальной сфере), подвергаются высылке на пять лет с повторным осуждением на тот же срок, если в ссылке не последует исправление»... 

В общем, картина СССР, которая была нарисована месье писателем, повергает в шок. Тирания, нищета, всеобщее холуйство и «всеобщее счастье». Какой-то дурдом. Еще одна характерная цитата из «Возвращения из СССР»: «На социальной лестнице, сверху донизу реформированной, в самом лучшем положении наиболее низкие, раболепные, подлые. Те же, кто чуть-чуть приподнимается над общим уровнем, один за другим устраняются или высылаются. Может быть, Красная Армия остается в несколько более безопасном положении? Будем надеяться. Иначе вскоре от этого прекрасного героического народа, столь достойного любви, никого больше не останется, кроме спекулянтов, палачей и жертв». 

В Европе знали писателя как искателя правды, поэтому его опус про поездку в СССР не прошел незамеченным. Его услышали. В частности, Жид был подвергнут прямо-таки истерической травле со стороны левой французской общественности. Они-то все рассказывали совсем другое... 

«Возвращение из СССР» стало вершиной литературной карьеры Андре Жида. Потом последовала Вторая Мировая война, оккупация, он бежал сначала на Лазурный Берег (на территорию правительства Виши), потом в Тунис, откуда поддерживал Де Голля и его движение. После освобождения вернулся в Париж больше толком уже ничего не писал , но в 1947 году по совокупности работ, как говорится, 78-летний Андре Жид получил Нобелевскую премию по литературе. Умер 21 февраля 1951 года, похоронен вместе с Мадлен, которая ушла из жизни еще в 1938 году...

Андре Жид: «Верьте тем, кто ищет правду, не верьте тем, кто говорит, что нашел её». 

http://www.livejournal.com/magazine/1339779.html

Картина дня

наверх