Как Иннокентий Иркутский крестил сибирских кочевников

Как Иннокентий Иркутский крестил сибирских кочевников (история), - М.Боков

Иннокентий Иркутский: с благой вестью к кочевникам
Наравне с Ермаком он сделал Сибирь нашей

9 декабря Православная церковь чтит память святителя Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. Он должен был служить в Китае, но оказался в Восточной Сибири, и там, среди языческих племен, вдруг случилось торжество православия.

Святость

Осенью 1800 года 389 уроженцев Восточной Сибири направили письмо местному епископу. Все они требовали открыть для всенародного чествования мощи святителя Иннокентия, прозванного по месту своего служения Иркутским.



Святитель скончался 70 годами ранее, однако его почитание усиливалось с каждым годом, а желающих поклониться его мощам становилось все больше. Люди исцелялись у его могилы. Согласно свидетельствам очевидцев, святитель уберег от пожара строения Вознесенской обители в Иркутске в 1783 году: огонь уже повредил некоторые постройки, но после общей молитвы святому Иннокентию остановился и погас сам собой, оставив нетронутым в том числе храм, где находились мощи.

Свидетельства о чудотворениях Иннокентия присылали местному епископу едва ли не ежедневно. Вслед за письмом, которое подписали почти 400 человек, пришла новая весть - от сенаторов Ржевского и Левашова. Их послали из столицы с целью тайной инспекции Иркутского края. Сенаторы писали, что, побывав в Вознесенской обители, нашли мощи усопшего Иннокентия нетленными и источающими благоухание. Они потребовали всех сведений о чудотворце, с тем чтобы доложить императору.

Через них информация об иркутском подвижнике достигла Петербурга и стала известна Святейшему Синоду. По его распоряжению в Иркутск прибыл казанский викарный архиерей Иустин. Он лично осмотрел мощи святителя и под присягой расспросил свидетелей чудес. Позже он подтвердил перед Синодом: народ действительно почитает Иннокентия Иркутского как святого чудотворца. При этом гроб, где покоится Иннокентий, его останки и облачение лишены следов тления, несмотря на то, что находятся 70 лет в месте сыром и влажном.

И все же Синод раздумывал. Объявлять святым человека, который жил на задворках империи и о делах которого было мало что известно до последнего времени? Дело решило письмо генерал-губернатора Сибири: вслед за жителями своего края он просил открыть мощи иркутского подвижника для почитания и официально канонизировать его.

На рубеже 1804–1805 годов в сонме российских святых появился еще один - святитель Иннокентий Иркутский, человек, стараниями которого православие укрепилось по всей Восточной Сибири.

Путь

Его судьба должна была сложиться иначе. Уроженец Черниговской губернии, отпрыск дворянского рода, он учился в престижной Киево-Могилянской академии. Принял монашество, затем начал преподавать, а в 1721 году стал епископом Переяславским и был назначен руководителем русской духовной миссии в Пекине.

Власти России и Китая договорились об открытии миссии в 1713 году. Русских миссионеров зачислили, как чиновников, на императорскую службу, глава миссии получил звание "мандарина". В первые годы работа шла продуктивно: посланцы из России играли роль одновременно дипломатов, ученых и священников. Они отвечали за общение между правительствами двух стран, изучали Китай, окормляли русскоязычную православную часть китайского войска (из пленных казаков), а также несли благую весть этническим китайцам - есть сведения об обращении в православие представителей коренного населения. Однако к началу 20-х годов XVIII века серьезную конкуренцию православным миссионерам составили иезуиты, которые стали настраивать китайцев против русских посланцев. Работу осложняли и бюрократические проволочки. Одной из жертв крючкотворства стал Иннокентий, который должен был прибыть в Пекин.

Его остановили на границе и отказали во въезде в страну. Формальным поводом для этого стало определение "великий епископ" в грамоте, данной ему в Петербурге: китайцы именовали "великим" только императора, подобное обращение к кому-либо еще было недопустимо. Святитель, получив отказ, остался в приграничном городе Селенгинске в ожидании новых распоряжений из Петербурга. В этом небольшом городке началось его "сибирское" служение, которое позже возведет его в ранг святых.

Оставаясь в приграничье, Иннокентий начал проповедовать среди местных монгольских племен, в чем достиг немалого успеха. Кроме того, он, будучи архиереем, мог рукополагать в священный сан: таким образом, новые священники, поставленные им, распространяли учение Христово по всей Восточной Сибири. При этом сам святитель жил очень бедно: жалование ему не поступало, члены миссии нанимались к местным хозяевам на различные работы, чтобы прокормить себя.

В 1725 году из Селенгинска его перевели в иркутский Вознесенский монастырь. Тогда же стало окончательно ясно, что в Китае ему не бывать: вместо Иннокентия главой миссии назначили другого человека. Взамен этого в 1727 году Святейший Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским - так окончательно определилось место его служения.

На Иркутской кафедре святитель занимался миссионерством и просвещением. Свидетели его деятельности в воспоминаниях говорят, что он обращал языческие племена в православие целыми поселениями, - настолько велик был его проповеднический дар. При нем стали развиваться школы для местного населения, началось строительство церквей, в том числе возведение кафедрального Богоявленского собора в Иркутске. Фактически именно через святителя Иннокентия Восточная Сибирь стала по-настоящему российской.

Мощи

Иннокентий управлял епархией всего четыре года - сказалось слабое здоровье. Он скончался 27 ноября (старый стиль) 1731 года.

С приходом советской власти его мощи, подобно мощам других святых, были изъяты и позже исчезли. Как казалось, навсегда. В 1990 году в Ярославле в подвале одной из церквей обнаружились неизвестные человеческие останки. Их анализ совпал с данными 1921 года, которые оставили при изъятии мощей Иннокентия большевики. Так состоялось второе обретение мощей иркутского подвижника. В 1990-м мощи вернули в Иркутск, где они находятся и поныне.

Михаил Боков

Источник - Русская Планета
Источник ➝

Зачем переписывают историю Второй мировой, и почему Россию не уважают так, как уважали СССР

Автор: Андрей Воронов 24.05.2020 3:00   

На протяжении почти полувека после окончания второй мировой даже на Западе не было тенденции к переписыванию истории. Были, конечно, отдельные маргиналы, от которых официальные власти всячески открещивались. Однако после развала Советского Союза, во времена уже новой России, подобные явления стали чуть ли не повсеместными, в том числе и среди части российского общества.

Как в 90-е годы тогдашние лидеры России отрекались от своей истории

Началось все вскоре после развала СССР, когда президент России Ельцин два раза за полгода публично унизил свою страну: сначала во время встречи в Кэмп-Дэвиде с Бушем-старшим, а потом и речью в конгрессе США, в которой он каялся за несуществующие грехи Советского Союза.

Именно тогда и разгорелась вовсю массовая кампания по дезинформации мирового сообщества относительно действий СССР во время Второй мировой войны, которая проходила по всем направлениям – в СМИ, литературе (это касается и «научных» работ), а также кинематографе.

Все генералы и старшие офицеры изображались предателями и маньяками, которые хотели «завалить противника трупами», контрразведчики выставлялись кровавыми упырями, ищущими кого-нибудь расстрелять просто из удовольствия. Неправдоподобно преувеличивалась роль штрафных подразделений в РККА.

В общем, навязывалась картина, что войну выиграли штрафники вопреки желанию командования и, конечно же, Верховного Главнокомандующего Сталина. Некоторая часть российского общества поддалась на такую бесхитростную пропаганду и стала отрицательно относиться к Победе.

Роль Запада в переписывании истории Второй мировой и отрицание решающего вклада СССР

Одновременно начались публикации псевдосенсаций. Например, того самого Договора о ненападении между Германией и СССР, громко названного «Пактом Молотова-Рибентроппа», хотя он был довольно хорошо изучен историками. Кстати, подобные договоры у гитлеровской Германии были почти со всеми странами Европы.

Анонсировались публикации неких «секретных протоколов», которых, кстати, потом никто не предоставил. А все дело в том, что Сталин просто использовал международную ситуацию в своих целях.

Жалеть Польшу, которая была до 1939 года злейшим врагом СССР, смысла не было, вот и вступила РККА на территорию Западных Украины и Белоруссии в сентябре 1939 года. Когда польское правительство было уже в изгнании. А ведь возвращенные территории и были тем «стратегическим предпольем» в канун войны.

Еще один фактор пропаганды касался значительного упрощения политики Гитлера до уровня «есть демократия – нет демократии». Как-то сразу забыли все о его расовых теориях, когда славян (именно их погибло больше всего в годы войны), евреев, цыган беспощадно уничтожали как раз на подобной «научной базе» только за то, что они «не арийцы».

То есть смысл войны сводился к тому, что она велась «за демократию», точнее за то, что понимают под этим словом на Западе. А если демократии этой не давал ни Гитлер, ни Сталин, то значит, они были одинаковыми. Вот отсюда и происходят корни высказываний типа «Пили бы баварское сегодня». Люди просто не понимают, что их бы просто на свете не было бы, если бы не подвиг советских солдат.

Почему во времена СССР почти не было попыток переписать историю

Во времена СССР попытки переписать историю тоже были, однако не в таком объеме и не на столь высоком уровне. В основном они предпринимались маргиналами и уж точно не озвучивались официальными лицами стран Запада. Но с развалом Советского Союза и прихода к власти в России прозападных сил ситуация резко изменилась.

Процесс шел по нарастающей, и если в РФ начало все меняться к лучшему еще с начала 2000-х годов, то на Западе, особенно в Восточной Европе ситуация лишь усугублялась. Дошло до того, что министр иностранных дел Германии начал признавать исключительную вину своей страны во Второй мировой войне.

Вместе с тем его восточные соседи заявляют, что все «не так однозначно», и призывают «не упрощать ситуацию». Нужно бы напомнить, что Вторая мировая война началась, вообще-то, с Мюнхена, после чего Польша тоже оторвала себе кусок Чехословакии, за что и получила от Черчилля нелестное прозвище «Гиена Европы». Однако, похоже, история ничему не учит европейцев, особенно из так называемых «молодых демократий».

Как бывший семинарист и бандит по кличке "Коба" смог стать главой огромного государства?

При упоминании Сталина, сразу в голове возникает образ: степенный усатый старик с трубкой, одного слова которого хватит, чтобы сослать в лагеря или расстрелять миллионы человек.

Но Иосиф Виссарионович тоже когда-то был молодым. И, если разобраться, ничего собой не представлял. Обычный грузинский парень, который учился в семинарии. И надо отметить, вопреки популярному сейчас мнению, хорошо учился. Поначалу.

Те, кто не любит Джугашвили, говорят: «Семинарист он был посредственный». Да, но только с 4-го класса.

То есть, способности были. Но Сосо стало интересно другое: подпольная литература и революционная деятельность.

В начале 20-го века он стал однопартийцем Ленина. И, есть мнение: именно Ульянов виноват в том, что Коба стал бандитом. Хотя тут можно спорить.

Историк Саймон Монтефиори изучил архивные документы и написал книгу «Молодой Сталин». Автор указывает, что юный Иосиф Виссарионович грабил для того, чтобы пополнить казну партии. Он сколотил банду, состоящую где-то из 20 человек, в состав которой входили и девушки, и промышлял по всему Кавказу.

Известна история двух банковских карет в Тифлисе в 1907 году. Сталин планировал эту операцию. Во главе группы грабителей он поставил своего товарища Симона Тер-Петросяна, известного под кличкой «Камо». В результате успешных действий было похищено 250 тыс. рублей или 4 млн. долларов США. Джугашвили распределял деньги просто: 80% - партии, 20% - банде.

Известно о нескольких случаях пиратства, совершенных шайкой Кобы. В частности, были ограблены судна «Николай I», «Кавказ и Меркурий», «Цесаревич Георгий». Сталин и его товарищи входили на борт пассажирами или переодевались полицейскими. Когда корабли отходили от берега, бандиты нападали на членов экипажа, отбирали драгоценности у пассажиров.

Впрочем, не во всех случаях было установлено, что действовала именно шайка Сталина. Что касается «Цесаревича Георгия», например, один из нападавших лишь по описанию походил на Джугашвили.

Думается, что именно в юные годы Иосиф Виссарионович сформировал те черты характера, которые потом помогли ему стать безоговорочным лидером государства.

Он был хорошим коммунистом и революционером – это у меня не вызывает сомнений. Но мало быть «верным ленинцем», чтобы править такой страной, как СССР. Коба с юности был подозрительным, никому не доверял. И на то существовали основания.

Иосиф был лидером преступной группировки. Не всем нравилось, что он находится на позиции неформального лидера. Говорят даже, что были люди, хотели убрать Сталина. Но так и не посмели – боялись «ответочки». Есть версия, что за Кобой следила царская Охранка и даже пыталась завербовать его.

Думаю, рассказывать о борьбе Сталина и Троцкого не имеет смысла. История известная, хоть и, кажется, касается выбранной темы.

Добавлю, что Иосиф с ростом своей власти получал все больше инструментов для борьбы со своими противниками. Но лидерские качества у него выработались именно в юности.

Картина дня

))}
Loading...
наверх