Загадки истории.

2 889 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

Кубок Ликурга

Кубок Ликурга

Древние мастера знали секрет нанотехнологии?

В 1862 году в Музее Виктории и Альберта в Лондоне выставили необычный экземпляр античного искусства. Это была диатрета — колоколообразная чаша высотой 165 миллиметров и диаметром 132 миллиметра, с двойными стенками. Поверхность чаши украшал красивый горельеф, изображавший сцену гибели фракийского царя Ликурга, жившего около 800 года до нашей эры.

Чаша с историей

Согласно легенде, вспыльчивый царь прогнал бога виноделия Диониса к океану, а затем принялся нападать на его менад (почитательниц) и нимф-гиад. Одна из гиад, по имени Амвросия, обратилась к богине земле Гее. Та раскрыла бездну, и Амвросия исчезла в ней. Затем гиада снова воплотилась на земле и ласковым голосом уговорила Ликурга выпить. Опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать. В конце концов, он стал лёгкой добычей Диониса, Пана и сатиров, которые, явившись в виде виноградных лоз, закружили и замучили его до смерти.
Историки считают, что тема горельефа была выбрана неслучайно. Она символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным правителем Лицинием. Получается, что чаша была изготовлена в 4-м веке. Позднее радиоуглеродный анализ подтвердил это предположение, выдав временной интервал создания шедевра с 290 по 325 год.


Искусствоведы предположили, что кубок Ликурга был изготовлен в Александрии или Риме. Оба места славились как центры стеклодувного ремесла. Кубок обладал удивительным по красоте решётчатым орнаментом, способным придавать изображению объём. Такие изделия в позднеантичную эпоху считались весьма дорогими и были по карману лишь богачам.
Но самое интересное заключалось в том, что в зависимости от освещёния кубок менял цвет. Он мог быть зелёным в отраженном свете и красным — в проходящем. Также цвет менялся от наполненности чаши вином или другим напитком. Появились версии, что кубок показывал, есть лив жидкости яд. Другой гипотезой было, что кубок определял уровень зрелости винограда, из которого сделали вино.

Частная собственность

В 19-м веке эксперты не только не могли определить, как древние сотворили подобный шедевр, но даже затруднялись сказать, из какого материала он был изготовлен. Вопрос изучения кубка был также затруднен его статусом: в то время артефакт принадлежал банкиру Лионелю Ротшильду, и он не горел желанием выпускать его из рук.
Но до того как осесть в коллекции банкира, кубок прошёл длинный путь. Предполагалось, что он был найден чёрными копателями в гробнице влиятельного римлянина. Несколько веков пролежал в сокровищницах Католической церкви. Достали его оттуда французские революционеры, нуждавшиеся в средствах. Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченной бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.
В 1857 году кубок Ликурга в коллекции Ротшильда увидел знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Поражённый чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на обозрение всему миру. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался в музее. Однако после этого кубок вновь оказался спрятан для исследователей и учёных почти на 100 лет.
Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого, наконец, было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроичного стекла (то есть стекла с многослойными примесями металлических окисей). При дневном освещёнии такое стекло отдаёт красным, но при искусственном свете меняет цвет на зелёный.

Золотая пыль

Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20000 фунтов Британскому музею. Но даже получив артефакт в пользование, учёные ещё долго бились над разгадкой его свойств.
Только в 1990 году, с развитием электронных микроскопов, завеса тайны приоткрылась. Оказалось, что дело в особом составе стекла. На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре — в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещёния.
Как это часто бывает, сенсационное открытие не только дало ответ на вопрос, но и породило новые. Как древние римляне или александрийцы могли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц?! Получается, что мастера, жившие за 1600 лет до нас, уже обладали нанотехнологиями? Если так, то современным учёным придётся признать, что древние могли работать на молекулярном уровне задолго до них. Фантастика, не иначе!
Впрочем, кое-кто из скептиков выдвинул вполне объяснимую теорию происхождения стекла в кубке Ликурга. Ведь и до изготовления этого шедевра мастера добавляли частицы серебра в расплавленное стекло. А вот золото попало туда совершенно случайно. Например, серебро было не чистым и содержало золотую примесь. Или в мастерской могли остаться частички сусального золота, попавшие в сплав. Так или иначе, благодаря этой случайности возник удивительный эффект. Ведь дихроичное стекло, изготовленное с применением только серебра, обладает другими свойствами.

Из античности в современность

Помимо скептиков, в учёном мире нашлись и мистики. Так, британский археолог Йен Фристоун, исследовавший чашу, лишь развёл руками, заявив, что её изготовление — «удивительный подвиг». А физик и эксперт по нанотехнологиям из Университета штата Иллинойс Лю Ган Логан и вовсе ошарашил: «Римляне знали, как сделать и использовать наночастицы для создания произведений искусства. Мы хотим, чтобы это имело научное приложение». Лю Ган Логан объяснил, что когда жидкость или свет наполняли кубок, они воздействовали на электроны атомов золота и серебра. Те начинали вибрировать (быстрее или медленнее), из-за чего менялся и цвет стекла.
Для проверки этой гипотезы исследователи изготовили пластиковую пластину со «скважинами», насытив её золотыми и серебряными наночастицами, — то есть имитировали массив со множеством ультра-миниатюрных «кубков Ликурга». Когда вода, масло, сахарный и соляной растворы попадали в эти «скважины», то материал начинал различным образом менять цвет. Например, «скважина» становилась красной от масла и светло-зелёной от воды. Вот только, как признает сам учёный, оригинальный кубок Ликурга в 100 раз более чувствителен к изменениям уровня соли в растворе, чем изготовленный пластиковый датчик…
Кроме того, учёным не совсем понятно, почему стеклянная поверхность вокруг туловища Ликурга на чаше отличается по цвету от остальной части. Выдвинутая в 1995 году версия, что для этого эффекта использовали резку стекла под давлением, не вызвала понимания в научном мире. Однако исчёрпывающего объяснения этого эффекта никто предоставить так и не смог.
Интересно, что «принцип работы» кубка Ликурга учёные решили применить в 21-м веке для создания портативных тестеров. В августе 2013 года физики из Массачусетского университета предложили использовать в тестерах технологию, аналогичную кубку Ликурга. Тестеры должны выявлять патогены в образцах слюны и мочи или опасные жидкости при проносе на борт самолёта.
Предложенный ими химический сенсор представляет собой пластинку, в которой находится миллиард наноразмерных отверстий. Стенки каждого отверстия содержат наночастицы золота и серебра, поверхностные электроны которых являются «сторожами» выявляемых веществ и, в случае чего, меняют цвет пластинки.
Таким образом, неизвестный создатель кубка Ликурга спустя полтора десятка столетий рискует стать соавтором революционных изобретений 21-го века. А это, согласитесь, многого стоит.

Алексей Мартов

Источник

Картина дня

наверх