Загадки истории.

2 888 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

Флот Петра Великого. Как зарождалось морское могущество России

315 лет назад Петр I издал указ о постройке на реке Сяси (район Ладожского озера) шести 18-пушечных кораблей. В эти же дни он приказал «на реках Волхове и Луге для нынешней свейской службы сделать 600 стругов» 

Флот Петра Великого. Как зарождалось морское могущество РоссииВ 1720 году был издан «Морской указ Петра I»

«Веслами и смекалкой»

В 1720 году был издан «Морской указ Петра I». На долгие века этот документ стал моральным и даже уголовным кодексом русских моряков.

Балтийский флот зародился во время Великой Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галер было начато по приказу императора Петра Алексеевича в 1702 году на верфях, находящихся на реках Сясь, Луга и Олонка. Для того, чтобы шведы не разгромили верфи, первое время территорию охраняли корабли, купленные Российской Империей за границей. Война со шведами была в разгаре, русские были вынуждены атаковали крупные корабли неприятеля на утлых лодочках. Регулярные столкновения происходили под Архангельском, на Ладожском и Чудском озерах. Многие суда были отбиты у шведов, что называется, с помощью «весел и смекалки».

В срочном порядке на реке Сясь началась постройка шести фрегатов. Петр I прекрасно понимал, что без сильного флота овладеть берегами Невы и ее устьями невозможно. Первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор Александр Меншиков отправился в разведку и нашел очень удобное место для новых верфей - на реке Свирь в Лодейном поле.

«Леса зело изрядные», - писал князь императору. Петр лично поехал в это глухое место и шесть недель трудился без устали, своими руками заложив и начав постройку 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиота и 13 бригантин. Кроме Лодейного поля, суда строились на реке Луге, в Селицком рядке.

Флот Петра Великого. Как зарождалось морское могущество РоссииПетр I прекрасно понимал, что без сильного флота овладеть берегами Невы и ее устьями невозможно.

 

Тогда же царь распорядился на реках Волхове и Луге «сделать 600 стругов для свейской службы» («свейской» означает шведской). На выполнение этих грандиозных планов были брошены огромные силы, мастера съезжались в этот заболоченный край со всей России. Струги – это небольшие плоскодонные парусно-гребные суда, которые предназначались для передвижения по рекам. На Луге дело пошло быстро, уже через несколько месяцев было готово 170 стругов, а вот на Волхове работы застопорились, пришлось на место выезжать графу Шереметьеву и лично руководить работами.

Русские суда петровского флота строились по лучшим английским и голландским чертежам. Но вот качество первых из них было не на высоте. Дело в том, что материал подвозили не самый подходящий для кораблестроения, рабочие не отличались опытностью. Но главное - Петр так сильно торопил мастеров, что те вынуждены были поступиться качеством ради скорости.

Виселицы для лесорубов

Первые фрегаты типа «Штандарт» имели длину 27 метров, ширину 7 метров, были вооружены 28-30 пушками. На этом легендарном паруснике был поднят штандарт Петра I с двуглавым орлом, в лапах и на крыльях которого были изображены карты четырех морей: Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского, выход к которым был осуществлен в петровские времена. 

Флот Петра Великого. Как зарождалось морское могущество РоссииПервый фрегат типа "Штандарт"
 

 

Отдаленность верфей на Свири, Сяси, Волхове очень беспокоила царя, поэтому он начал укреплять устье Невы. На Заячьем острове заложил Петропавловскую крепость, на острове Котлин – укрепления. Главная база нового Балтийского флота была названа Кроншлот.

За каких-нибудь 10-15 лет в условиях непрекращающейся войны со шведами, в безлюдном и болотистом краю вырос Санкт-Петербург. Из Тамбовской, Воронежской, Казанской и Нижегородской губерний непрерывным потоком шли люди, сплавлялся лес. В окрестностях Петербурга были посажены дубовые леса, которые под страхом смерти было запрещено вырубать. А чтобы некоторые не ослушались, по берегу Невы установили виселицы для лесорубов-нарушителей. Надо сказать, что народ с неохотой отправлялся в Петербург: платили тут с задержками, условия жизни в болотах оставляли желать лучшего. Постоянно вспыхивали различные эпидемии, рабочие гибли тысячами в этой тяжелой среде.

По пояс в ледяной воде

В 1707 году принята новая судостроительная программа по Балтийскому флоту: 27 линейных кораблей, от 50 до 80 орудий на каждом, шесть 32-пушечных фрегата и шесть 18-пушечных шняв. Первым русским линейным кораблем стала «Полтава», которая была заложена в конце 1709 года на Главном Адмиралтействе в Санкт-Петербурге и спущена на воду летом 1712 года. Строительством корабля руководил сам Петр I.

Первыми матросами русского флота стали выходцы из «потешных войск». Эти молодые люди выросли рядом с будущим императором, учились вместе с ним военным и гражданским наукам и участвовали с Петром в первых учениях. 30 лучших путешествовали вместе с царем по Голландии и Англии. Сотни матросов и офицеров были наняты в Голландии.

Император не жалел средств на создание и содержание флота. В 1712 году на эти нужды было отпущено 400 тысяч рублей; в 1715 – уже 700 тысяч, в 1721 – более миллиона рублей, с 1722 по 1725 годы – свыше полутора миллионов ежегодно.

Проживая в Петербурге, Петр ежедневно заглядывал в адмиралтейство, прикидывал чертежи, давал строителям практические указания, спорил о той или иной детали строящегося для флота корабля.

Морские операции Балтийского флота в то время были регулярными, император не позволял застаиваться кораблям на пристанях.

Историки особо выделяют действия российских кораблей под Выборгом в 1710 году, Гангутский бой в 1714 году, крейсерство капитана Бредаля в Балтийском море в 1715 году и набег Апраксина на берега Швеции в 1719 году.

Флот Петра Великого. Как зарождалось морское могущество РоссииПо злой иронии море стало одной из причин смерти император.

 

Петр I обожал море. По злой иронии оно стало одной из причин смерти императора. В ноябре 1724 года недалеко от Лахты сел на мель бот с солдатами и матросами. Петр как раз проезжал неподалеку, направляясь на оружейный завод в Сестрорецке. Судно захлестывали высокие волны, оно было на грани гибели. Несмотря на серьезную хворь, император бросился в ледяную кашу. Находясь по пояс в воде, он руководил спасением людей. Все были спасены, но Петр сильно простудился и спустя два месяца скончался в возрасте 52 лет.

 



Источник: cont.ws.

Картина дня

наверх