Загадки истории.

2 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

«Сталинская кувалда»

Немногие образцы вооружения смогут похвастаться таким же долголетием, как гаубица Б-4, сконструированная и построенная ещё в 30-х годах прошлого века. На протяжении десятилетий это орудие было основой советской артиллерии большой и особой мощности.

Гаубица Б-4: «Сталинская кувалда»

Журнал: Военная история, №3 — март 2016 года
Рубрика: Монстры войны
Автор: Георгий Петров

И через восемьдесят пять лет легендарное орудие готово к бою!

Фото: гаубица Б-4 — история созданияЭффективность гаубицы оценили не только советские артиллеристы, но и те, на чьи головы она посылала свои снаряды. Германские эксперты в области артиллерии назвали её одним из самых удачных образцов орудий большой мощности, а финские солдаты, чьи укрепления не выдержали огня гаубиц Б-4, назвали их «Сталинскими кувалдами».

Создано на «Большевике»

История создания этого легендарного орудия началась в далёком 1926 году, когда 11 декабря на заседании Артиллерийского комитета ГАУ Красной армии было принято решение: «Поручить КБ Арткома в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…». Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы и 152-мм пушки Артиллерии Резерва Главного Командования.


Разработка орудия была начата КБ Арткома ГАУ в 1927 году в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Поначалу работу по её созданию возглавлял знаменитый русский конструктор артиллерийских орудийФранц Францевич Лендер, а после его смерти в сентябре 1927 года к работе были подключены конструкторы серийных заводов.
Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 года. Он был составлен в двух вариантах. В первом варианте гаубица была с дульным тормозом, во втором — без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.
Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — КБ ленинградского завода «Большевик».
Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года. В июле-августе 1931 года на испытательном полигоне были проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить её баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол.
После долгих полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной армии под обозначением 203-мм гаубица образца 1931 года.

Богатырь на гусеницах

Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей. Особенностью гаубицы Б-4 являлся лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности.
Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.
Верхний станок лафета представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нём при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего 4°. Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в нужную сторону все орудие.
Подъёмный механизм имел один зубчатый сектор, прикреплённый к люльке. С его помощью орудие можно наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до 60°.
Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединённый с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде (этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника).

Три в одном

Лафет гаубицы Б-4 образца 1931 года на гусеничном ходу в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий. Этими орудиями стали: 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5. Построенные в, небольших количествах, они активно использовались в сражениях Великой Отечественной войны.
Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.
К гаубице были разработаны выстрелы раздельного картузного заряжания с десятью переменными зарядами. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с переменным зарядом, дающим десять разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Стрельба из гаубицы велась бетонобойными и фугасными снарядами весом по 100 кг каждый. В число снарядов входили и те, которые Британия поставляла России ещё во время Первой мировой войны.
Бетонобойный снаряд, выстреливаемый со скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра.
Для облегчения заряжания гаубицы на лафете был смонтирован подъёмник с ручным приводом. В качестве лёгкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола.
203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года в течение длительного времени находилась в производстве на серийных заводах. Согласно утвержденному в августе 1939 году плану оргмероприятий по стрелковым дивизиям, корпусным управлениям и артполкам в составе Красной армии предусматривалось наличие семнадцати полков по 36 гаубиц калибра 203-мм с численностью личного состава в каждом 1374 человека. Из этих семнадцати полков тринадцать полков имели двойное развёртывание. Потребность в орудиях для семнадцати полков (612 единиц) покрывалась полностью, для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.

«Карельские скульпторы»

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые продемонстрировала свою мощь во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда Красной армии пришлось преодолевать сильно укреплённые позиции финнов на Карельском перешейке. В нарушение всех уставов и наставлений гаубицы выдвигались на прямую наводку и почти в упор расстреливали финские укрепления.
Разрывы стокилограммовых снарядов на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки, шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники и сходили с ума. Финны прозвали гаубицы Б-4 «Сталинскими кувалдами» и боялись их как огня.

Фото: гаубица Б-4 — устройство орудия

Гаубица Б-4 образца 1931 года:

1 — Колёсные приспособления
для перевозки гаубицы.
2 — Снаряд 203-мм.
3 — Станина.
4 — Ведущая звёздочка.
5 — Казённик.
6 — Ленивец.
7 — Площадка для тормозных (номеров расчёта, управляющими на марше тормозами тележек).
8 — Противооткатное устройство.
9 — Ствол гаубицы.
10 — Лебёдка стросом.
11 — Тележка с катками.

Случалось, что, узнав о том, что к их участку обороны русские подвезли эти страшные пушки, гарнизоны дотов в панике покидали их.
Иногда даже мощные 203-миллиметровые снаряды не могли пробить толстый железобетон финских укреплений, но от сотрясения, вызванного разрывом мощного снаряда, купола и стенки дотов шли трещинами. А после десятка-другого прямых попаданий вместо финского укрепления над землёй возвышалась причудливая композиция из обломков бетона и переплетений стальной арматуры. Такие фигуры красноармейцы называли «карельскими монументами», а артиллеристов, обслуживающих гаубицы Б-4, «карельскими скульпторами».
После начала Великой Отечественной войны артиллерийские полки, вооружённые 203-мм гаубицами, были спешно отведены в тыл и вступили в боевые действия лишь в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной армии.
203-мм гаубица образца 1931 года оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей, и в уличных боях в больших городах. С её помощью были разбиты неприступные форты в Кёнигсберге, Познани, Бреслау. Артиллеристы, вспомнив опыт использования этих орудий во время советско-финской войны, во время штурма Берлина весной 1945 года выкатывали гаубицы Б-4 на прямую наводку и разбивали её тяжёлыми снарядами долговременные укрепления столицы Третьего рейха.
В ходе ожесточённых боёв 1941 года несколько гаубиц Б-4 были захвачены немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.(г), выстрелы к которым комплектовались из захваченных советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Помимо Восточного фронта, трофейные советские гаубицы применялись немцами на Западном фронте и в Италии.

Как её «переобули»

При всех своих достоинствах у гаубицы Б-4 был один недостаток — скорость её перевозки по шоссе была очень мала. Поэтому ещё во время войны конструкторы начали разработку проекта нового колёсного лафета для гаубицы Б-4. Проект был выполнен в инициативном порядке в ОКБ-221 на сталинградском заводе «Баррикады». С 1947 по 1954 год заводом «Баррикады» выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской армии. К тому времени трактор «Коммунар», применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала подобной скорости и разрушалась.
Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203,4-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.
Новый колёсный лафет был принят на вооружение Советской армии в 1955 году. Гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. К тому времени для гаубицы Б-4 и Б-4М был разработан снаряд с ядерным зарядом. Он весил 150 кг и мог быть выпущен в цель на дальность 18 км. Этот снаряд до сих пор находится на вооружении Российской армии.


Гаубица Б-4 образца 1931 года

Калибр — 203 мм
Длина общая — 5087 мм
Масса — 17 700 кг (в боеготовом положении)
Угол вертикального наведения — от 0е до 60°
Угол горизонтального наведения — 8°
Максимальная дальность стрельбы — 18 025 м.
Количество переменных зарядов — 10.
Скорострельность максимальная — 0,5 выст/мин.
Начальная скорость снаряда — 607 м/с
Масса снаряда — 100 кг.
Скорость перевозки по шоссе — 15 км/час.

На покой ещё рановато?

Вот такое интересное сообщение промелькнуло в прессе в конце 2015 года.
На вооружение украинской армии поступила батарея гаубиц Б-4 образца 1931 года. Об этом рассказал боец 28-й отдельной механизированной бригады:
— На вооружение 28 ОМБр поступила батарея «микропиончиков» 203-мм пушка Б-4 обр. 1931 года/ т.н. «Сталинская кувалда».
Как известно, украинские войска в зоне АТО ранее снабжались пулемётами «Максим», в том числе такими, которые были выпущены в 1912 году. Также в армии использовались противотанковые ружья, применявшиеся в годы Второй мировой войны.

Утренний расстрел

Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведение такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза.
На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 91 июня 1944 года под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные, орудия от гигантского дота — цели гаубиц — находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём, фланговых дзотов подступы — это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать.

 

 

 

 

источник

Картина дня

наверх