Кем на самом деле были юродивые

 

 

Уродство юродивого — противопоставление бытовой, мирской красоте, которая в православии ассоциировалась с грешным материальным богатством.

 

Кем на самом деле были юродивые
 

Юродивость — это самая загадочная категория святости средневековой Руси. Народ любил и ненавидел юродивых, религиозным подвигом которых была важнейшая социальная миссия. Разбираемся в этом совершенно особенном, исконно русском феномене. Само по себе слово «юродивый» в своем изначальном смысле синонимично слорву «буйный», то есть безумный. Человек, который хотел стать юродивым, надевал на себя маску безумия, за которой скрывал свои духовные дарования.

У этой маски было две главные функции.

Кого называли юродивым

У этой маски было две главные функции:

  • Во-первых, маска безумия была нужна для борьбы с тщеславием. Подобно католическим монахам, которые занимались самобичеванием тела, русские юродивые занимались истязанием более тонких уровней. Они страдали во имя Христа, растаптывая свое человеческое достоинство, социальное «я». Юродивые жили на улицах, одевались в лохмотья и весь день кривлялись, приставали к прохожим, дразнили их.
  • Во-вторых, эта маска нужна была для проповеди. За их на первый взгляд безумными монологами скрывались духовные поучения. Помимо этого, зачастую юродивые были критиками общественных пороков и государства. Порой они были единственными, кто мог без каких-либо санкций со стороны власти критиковать власть предержащих.

 

Английский дипломат времени Ивана Грозного Джиле Флетчер писал: «Блаженных народ очень любит, ибо они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет».

Духовные предтечи русского юродства

На самом деле, юродивые появились не на Руси, а гораздо раньше, в первые века христианства. Тем не менее, именно на Руси этот образ святости получил наибольшее распространение. Квинтэссенция юродивости — подвиг духовного безумия, уподобление Христу через уничтожение своего общественного эго, содержится в Евангелие.

В послании к коринфянам апостол Павел писал: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…».

Одним из первых образцов юродивости был монах Симеон Эмесский, который жил в Палестине в VI веке. Однажды он пришел в город Эмес, и начал заниматься весьма странными вещами, через которые проявилась его святость.

Вот так описывал его деяния автор его жития епископ Неапольский Леонтий:

«Симеон все совершал под личиной глупости и шутовства. Но слово бессильно передать его поступки. То он представлялся хромым, то бежал вприпрыжку, то ползал на гузне своем, то подставлял спешащему подножку и валил его с ног, то в новолуние глядел на небо, и падал, и дрыгал ногами, то что-то выкрикивал, ибо, по словам его, тем, кто Христа ради показывает себя юродивым, как нельзя более подходит такое поведение. Подобным образом он часто изобличал прегрешения, и отвращал от них, и ради вразумления какого-нибудь человека гневался на него, и давал предсказания, и делал все, что ему было угодно, лишь изменяя свой голос и облик, и при этом людипринимали его за одного из тех, кто говорит и предвещает, одержимый демоном».

 

Кем на самом деле были юродивые
 

Следующим вошедшим в историю юродивым был святой Андрей, который в X веке обитал на улицах Константинополя. Именно он и стал примером для русских юродивых — в XII веке его житие было переписано в Новгороде, и стало очень популярным.

Образ юродивого

На Руси юродивые появляются примерно в XIV веке, но по-настоящему много их становится в XV-XVI веках. 36 из них стали святыми РПЦ, но были сотни, а, возможно, тысячи других, возможно, незаслуженно не удостоившихся такой чести.

В целом, в поведении всех русских юродивых можно выделить общие черты.

  • Это нищенский вид — лохмотья, порой еле закрывавшие голое тело,
  • зачастую больная кожа — в народной молве многих юродивых сопровождает собака, которая лижет их струпья и язвы.

 

Уродство юродивого — противопоставление бытовой, мирской красоте, которая в православии ассоциировалась с грешным материальным богатством. Безобразный юродивый выступал в каком-то смысле символом скорбной нищеты простого народа, и тем самым. заставлял богачей задуматься о своем образе жизни.

Зачастую юродивые выступали вообще голые — презрение к сложившимся в обществе понятиям о наготе было еще одним подвигом, и. к тому же, способом привлечь внимание и эпатировать. Так, например, один из самых известных русских юродивых — Василий блаженный, ходил совершенно нагим перед Иваном Грозным. В своих движениях юродивые уподоблялись судорожным и эпилептикам.

Но важнее всего их совершенно особенный язык, который состоял из «иносказаний», «невнятные бормотаний» и «намеков». Все эти речевые элементы были нужны юродивыми для того, чтобы разрушить рутинный мир обычных русских горожан, вывести их из зоны комфорта. Чаще всего юродивые обитали в местах массовых скоплений людей, на людных площадях в центре города.

 

Кем на самом деле были юродивые
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Отношение людей к юродивым — это, пожалуй, самое сложное место этой темы. С одной стороны, их уважали, к ним прислушивались и простые люди, и власть имущие. Особенно любил прислушиваться к юродивым Иван Грозный. В 1570 году царь прибыл в только что покоренный Москвой Псков, а местный юродивый Никола сказал ему: «Довольно! Убирайся домой!», — и царь подчинился и уехал.

С другой стороны, юродивых окружало насилие, как физическое, так и психологическое. Святость юродивых не может существовать без зрителя. Поэтому они устраивали регулярные выступления. По мнению историка А.И. Клибанова, такие «шоу» сопровождались надругательствами толпы, побоями, которые, как ни парадоксально, обоюдно наносили друг другу обе стороны.

«Это было, между прочим, равенство греховности: «кто без греха, первый брось камень» (Иоанн, 8, 7)? Никто! И камни летели из одной стороны в другую (и плевки, и бранные слова, и непристойные жесты — это все «камни»). Юродивые распинали собственную греховность, почему и не укрывались ни от поношений, ни от побоев, но тем усерднее распинали греховность толпы», — писал Клибанов.

Александр Артамонов 

Источник ➝

Зачем переписывают историю Второй мировой, и почему Россию не уважают так, как уважали СССР

Автор: Андрей Воронов 24.05.2020 3:00   

На протяжении почти полувека после окончания второй мировой даже на Западе не было тенденции к переписыванию истории. Были, конечно, отдельные маргиналы, от которых официальные власти всячески открещивались. Однако после развала Советского Союза, во времена уже новой России, подобные явления стали чуть ли не повсеместными, в том числе и среди части российского общества.

Как в 90-е годы тогдашние лидеры России отрекались от своей истории

Началось все вскоре после развала СССР, когда президент России Ельцин два раза за полгода публично унизил свою страну: сначала во время встречи в Кэмп-Дэвиде с Бушем-старшим, а потом и речью в конгрессе США, в которой он каялся за несуществующие грехи Советского Союза.

Именно тогда и разгорелась вовсю массовая кампания по дезинформации мирового сообщества относительно действий СССР во время Второй мировой войны, которая проходила по всем направлениям – в СМИ, литературе (это касается и «научных» работ), а также кинематографе.

Все генералы и старшие офицеры изображались предателями и маньяками, которые хотели «завалить противника трупами», контрразведчики выставлялись кровавыми упырями, ищущими кого-нибудь расстрелять просто из удовольствия. Неправдоподобно преувеличивалась роль штрафных подразделений в РККА.

В общем, навязывалась картина, что войну выиграли штрафники вопреки желанию командования и, конечно же, Верховного Главнокомандующего Сталина. Некоторая часть российского общества поддалась на такую бесхитростную пропаганду и стала отрицательно относиться к Победе.

Роль Запада в переписывании истории Второй мировой и отрицание решающего вклада СССР

Одновременно начались публикации псевдосенсаций. Например, того самого Договора о ненападении между Германией и СССР, громко названного «Пактом Молотова-Рибентроппа», хотя он был довольно хорошо изучен историками. Кстати, подобные договоры у гитлеровской Германии были почти со всеми странами Европы.

Анонсировались публикации неких «секретных протоколов», которых, кстати, потом никто не предоставил. А все дело в том, что Сталин просто использовал международную ситуацию в своих целях.

Жалеть Польшу, которая была до 1939 года злейшим врагом СССР, смысла не было, вот и вступила РККА на территорию Западных Украины и Белоруссии в сентябре 1939 года. Когда польское правительство было уже в изгнании. А ведь возвращенные территории и были тем «стратегическим предпольем» в канун войны.

Еще один фактор пропаганды касался значительного упрощения политики Гитлера до уровня «есть демократия – нет демократии». Как-то сразу забыли все о его расовых теориях, когда славян (именно их погибло больше всего в годы войны), евреев, цыган беспощадно уничтожали как раз на подобной «научной базе» только за то, что они «не арийцы».

То есть смысл войны сводился к тому, что она велась «за демократию», точнее за то, что понимают под этим словом на Западе. А если демократии этой не давал ни Гитлер, ни Сталин, то значит, они были одинаковыми. Вот отсюда и происходят корни высказываний типа «Пили бы баварское сегодня». Люди просто не понимают, что их бы просто на свете не было бы, если бы не подвиг советских солдат.

Почему во времена СССР почти не было попыток переписать историю

Во времена СССР попытки переписать историю тоже были, однако не в таком объеме и не на столь высоком уровне. В основном они предпринимались маргиналами и уж точно не озвучивались официальными лицами стран Запада. Но с развалом Советского Союза и прихода к власти в России прозападных сил ситуация резко изменилась.

Процесс шел по нарастающей, и если в РФ начало все меняться к лучшему еще с начала 2000-х годов, то на Западе, особенно в Восточной Европе ситуация лишь усугублялась. Дошло до того, что министр иностранных дел Германии начал признавать исключительную вину своей страны во Второй мировой войне.

Вместе с тем его восточные соседи заявляют, что все «не так однозначно», и призывают «не упрощать ситуацию». Нужно бы напомнить, что Вторая мировая война началась, вообще-то, с Мюнхена, после чего Польша тоже оторвала себе кусок Чехословакии, за что и получила от Черчилля нелестное прозвище «Гиена Европы». Однако, похоже, история ничему не учит европейцев, особенно из так называемых «молодых демократий».

Как бывший семинарист и бандит по кличке "Коба" смог стать главой огромного государства?

При упоминании Сталина, сразу в голове возникает образ: степенный усатый старик с трубкой, одного слова которого хватит, чтобы сослать в лагеря или расстрелять миллионы человек.

Но Иосиф Виссарионович тоже когда-то был молодым. И, если разобраться, ничего собой не представлял. Обычный грузинский парень, который учился в семинарии. И надо отметить, вопреки популярному сейчас мнению, хорошо учился. Поначалу.

Те, кто не любит Джугашвили, говорят: «Семинарист он был посредственный». Да, но только с 4-го класса.

То есть, способности были. Но Сосо стало интересно другое: подпольная литература и революционная деятельность.

В начале 20-го века он стал однопартийцем Ленина. И, есть мнение: именно Ульянов виноват в том, что Коба стал бандитом. Хотя тут можно спорить.

Историк Саймон Монтефиори изучил архивные документы и написал книгу «Молодой Сталин». Автор указывает, что юный Иосиф Виссарионович грабил для того, чтобы пополнить казну партии. Он сколотил банду, состоящую где-то из 20 человек, в состав которой входили и девушки, и промышлял по всему Кавказу.

Известна история двух банковских карет в Тифлисе в 1907 году. Сталин планировал эту операцию. Во главе группы грабителей он поставил своего товарища Симона Тер-Петросяна, известного под кличкой «Камо». В результате успешных действий было похищено 250 тыс. рублей или 4 млн. долларов США. Джугашвили распределял деньги просто: 80% - партии, 20% - банде.

Известно о нескольких случаях пиратства, совершенных шайкой Кобы. В частности, были ограблены судна «Николай I», «Кавказ и Меркурий», «Цесаревич Георгий». Сталин и его товарищи входили на борт пассажирами или переодевались полицейскими. Когда корабли отходили от берега, бандиты нападали на членов экипажа, отбирали драгоценности у пассажиров.

Впрочем, не во всех случаях было установлено, что действовала именно шайка Сталина. Что касается «Цесаревича Георгия», например, один из нападавших лишь по описанию походил на Джугашвили.

Думается, что именно в юные годы Иосиф Виссарионович сформировал те черты характера, которые потом помогли ему стать безоговорочным лидером государства.

Он был хорошим коммунистом и революционером – это у меня не вызывает сомнений. Но мало быть «верным ленинцем», чтобы править такой страной, как СССР. Коба с юности был подозрительным, никому не доверял. И на то существовали основания.

Иосиф был лидером преступной группировки. Не всем нравилось, что он находится на позиции неформального лидера. Говорят даже, что были люди, хотели убрать Сталина. Но так и не посмели – боялись «ответочки». Есть версия, что за Кобой следила царская Охранка и даже пыталась завербовать его.

Думаю, рассказывать о борьбе Сталина и Троцкого не имеет смысла. История известная, хоть и, кажется, касается выбранной темы.

Добавлю, что Иосиф с ростом своей власти получал все больше инструментов для борьбы со своими противниками. Но лидерские качества у него выработались именно в юности.

Картина дня

))}
Loading...
наверх