Загадки истории.

2 889 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

Прощай, «немытая Россия»

Повторяя строки классика, перед глазами встает образ нечесаного и небритого мужика в зипуне. Справедлив ли миф о традиционной русской неопрятности?


Бани в России известны с самой глубокой древности. Летописец Нестор относит их к I веку от Рождества Христова, когда апостол Андрей, проповедуя Евангельское слово, дошел «туда, где теперь Новгород», и увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию летописца, все превращались по цвету в сваренных раков. «Накалив печь в деревянных банях, — говорит Нестор, — входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали еженедельно, и притом, — заключает автор «Повести временных лет», — никем не быв мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а мучение».

Такие же свидетельства можно найти и у Геродота. Он отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса.

Летописец Нестор относит появление бань к I веку от Рождества Христова

Даже рожать у славян было принято не в доме, а в хорошо истопленной бане, так как они верили, что рождение, как и смерть, нарушает границу невидимых миров.

Именно поэтому роженицы удалялись подальше от людей, чтобы никому не навредить. Появление ребенка на свет у древних славян сопровождалось мытьем и даже парением в бане. При этом приговаривалось: «Благослови, Господи, пар да веник».


Гигиена на Руси (1).jpg 
Жизнь роженицы с новорожденным в бане

В хронике 966 года говорится, что в уставе новгородского и киевского князя Владимира Красное Солнышко бани именовались заведениями для немогущих. Возможно, это были первые на Руси своеобразные лечебницы.
В древности все любили бани, за что однажды и поплатился русский князь. Бенедикт, предводитель венгерского войска, осадив в 1211 году город Галич, захватил в нем беспечно мывшегося князя Романа Игоревича.

Арабский писатель и путешественник Абу-Обейд-Абдаллах-ал-Бекри о существовании на Руси бань свидетельствовал: «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева… В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе». Далее он пишет, что «этот народ не знает ни чесотки, ни язв».

Мало кому известно, как уличили Лжедмитрия в том, что он не русский, а, стало быть, самозванец? Очень просто — он не ходил в баню…

Петр I: «Эликсиры хорошо, а баня лучше"

Известный историк Леонид Васильевич Милов в своей книге «Великорусский пахарь» пишет: «Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала». Для всей семьи обязательна была еженедельная баня. Недаром в народе говорилось: «Баня парит, баня правит. Баня все поправит».
Петр I строительство бань поощрял: за их постройку не взимались пошлины. «Эликсиры хорошо, а баня лучше», — говорил реформатор.
Многие века баня в России была почти при каждом дворе. Известный французский писатель Теофиль Готье в своей книге «Путешествие по России» отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом».


Чистый понедельник. Василий Перов, 1866 год.jpg 
Чистый понедельник. Василий Перов, 1866 год

Кроме пользования банями русский народ много внимания уделял благоустройству городов, пищевой санитарии и соблюдению санитарных правил в войсках. В России с давних времен умели беречь и сохранять воду, строили для этого шахтные колодцы, тайники (Воронеж, Елец). В Новгороде уже в XI веке были сооружены первый водопровод и система канализации. Улицы и площади города были тщательно замощены и подвергались систематической очистке.

Строительство водопровода в Москве относится к 1633 году. В этот период начала сооружаться и первая канализационная система в виде каналов, отводящих жидкие нечистоты за пределы города.

Уже в «Домострое» даются указания о пищевой санитари

В период царствования Ивана Грозного издается «Домострой» — документ, в котором даются указания о соблюдении чистоты в жилищах, мытье посуды и правилах питания. Даже в более ранний период были известны противоцинготные свойства овощей.

В XVI веке в Московском государстве появляются азбуковники, в которых приводятся сведения по личной гигиене учащихся, предписывающие выполнять ее важнейшие требования. В XVII веке выходит труд Епифания Славинецкого под названием «Гражданство обычаев детских», где автор впервые подробно излагает вопросы гигиенического воспитания подрастающего поколения. Примерно в этот период издаются и другие гигиенические советы и правила.


Прощай, «немытая Россия» 
«Суворов обучает солдат». К. Лебежко

В 1581 году для организации медицинской помощи была создана Аптекарская палата, которая в 1620 году была заменена Аптекарским приказом. Это был период появления законов, направленных на борьбу с заразными болезнями. После вспышки эпидемии чумы в 1654 году было положено начало учета всех умерших.

Неоценима роль Петра I в развитии санитарной культуры в России. Будучи человеком разносторонне образованным и активным приверженцем реформ, он в 1716 году упразднил Аптекарский приказ и создал Медицинскую канцелярию, издал ряд указов по охране здоровья населения, учредил запись родившихся и умерших, лично следил за санитарным благополучием и питанием в войсках.

В 1793 году по инициативе военного врача Ефима Тимофеевича Белопольского в русской армии был организован надзор за санитарным режимом в казармах, питанием солдат, качеством воды и т. д. Александр Васильевич Суворов в специальном приказе (1794 год) строго требовал поддержания этого порядка.

28 июня 1779 года Екатерина II подписала указ о строительстве московского водопровода

Особую роль в развитии гигиены в России сыграл Михаил Васильевич Ломоносов. По его инициативе в 1755 году был открыт Московский университет, который объединял вокруг себя все русские прогрессивные силы той эпохи. В монографии «Первые основы металлургии или рудных дел» русский ученый не только осветил вопросы организации труда и отдыха рудокопов, их рациональной одежды, удаления подземных вод, но и создал оригинальную теорию естественной вентиляции шахт.

По инициативе Ломоносова в 1765 году при Московском университете был открыт медицинский факультет, что обосновывалось им потребностью «в достаточном количестве докторов и аптек с лекарствами». В статье о построении плана медицинского факультета Михаил Васильевич писал: «Медицинский класс или факультет управления имеет в рассуждении человеческого здоровья и жизни, в оном обучаются практической и теоретической медицине, химии, ботанике, анатомии и хирургии, из него должны выходить такие люди, которые как лекари и врачи согражданам своим помогать, о здоровье их попечение иметь и таким образом общему благу в бесчисленных случаях споспешествовать могут».

Идеи Ломоносова о значении и роли общественной гигиены оказали огромное влияние на деятельность многих отечественных врачей и гигиенистов.

М. В. Ломоносов. Прижизненное изображение, 1757 год.jpg 
М. В. Ломоносов. Прижизненное изображение, 1757 год

 

 

источник

Картина дня

наверх