Загадки истории.

2 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

Нераскрытая тайна Матиаса Руста

Нераскрытая тайна Матиаса Руста

28 мая 1987 года около семи часов вечера над Красной площадью послышался характерный стрекочущий шум. Через несколько мгновений над брусчаткой появился небольшой самолет, который поднырнул под стяжки креплений троллейбусных проводов и приземлился там, где еще не один летательный аппарат этого не делал. Отчаянным пилотом, решившимся на такой ход, граничащий с безумием, был молодой немец Матиас Руст.

История с приземлением самолета на Красной площади на волне политики гласности наделала в СССР очень много шума. Со стороны высшего руководства страны последовали жесткие оргвыводы. Так, генеральный секретарь Михаил Горбачев на второй день после приземления Руста отправил в отставку тогдашнего министра обороны Сергея Соколова. Всего к ответственности были привлечены 34 генерала и офицера, отвечавших непосредственно за противовоздушную оборону на маршруте полета Руста, а своих должностей лишились более 300 военнослужащих.

История полета Руста в СССР, несмотря на весь внешний драматизм – маленький спортивный самолет пытается пробиться сквозь железный занавес, достаточно проста. Взлетев с одного из аэродромов вблизи Хельсинки, Руст круто повернул на восток, в сторону границы СССР и продолжил полет, снизясь до высоты 80-100 метров.

Так началась эпопея самого знаменитого воздушного нарушителя, после сбитого в 1960 году пилота американского разведывательного самолета Фрэнсиса Гэри Пауэрса. Руст ориентировался по хорошо заметным объектам на земле – крупным заводам, автодорогам, рекам. Для этого не требовалось больших знаний по аэронавигации.

Посты противовоздушной обороны Руста обнаружили. Однако дальше последовала цепь очень странных событий, которым до сих пор нет определенного объяснения.

Поскольку сразу после вылета из Финляндии Руст отключил связь, то на запросы с земли обозначить свою государственную принадлежность и маршрут он ответить не мог. Не было на его легкой «Цессне» и аппаратуры автоматического опознавания «свой-чужой». Поэтому руководство ПВО тех районов, через которые летел Руст, было озадачено. Причин тому было сразу несколько. Первой и самой главной из них был инцидент с корейским авиалайнером, сбитым в 1983 году над воздушным пространством Дальнего Востока СССР после того, как он не реагировал на многочисленные запросы с земли и предупредительную стрельбу по курсу. Штаб ПВО был наэлектризован распоряжениями сверху впредь пассажирские самолеты не сбивать, хотя это решение было, скорее, не заботой руководства страны о недопущении инцидентов, а желанием предстать перед западным миром в выгодном свете.

Так, подразделения ПВО оказались перед непростым выбором – сбить или нет воздушного нарушителя. Аргументы «против» перевесили. Во-первых, новый лидер страны Горбачев объявил об очередном витке разрядки в отношениях с западом. Во-вторых, вблизи границ СССР в тот день не проводились учения НАТО, и вообще активности вероятного противника не отмечалось. В-третьих, в воздухе над Эстонией и западными районами центра СССР одномоментно было несколько десятков легкомоторных самолетов, с которыми не было возможности оперативно связаться, а по ходу движения самолета-нарушителя находилась сначала зона советских учений с отработкой десантирования, а потом - место авиакатастрофы, на ликвидацию которой было брошено много авиационной техники. Наконец, технические особенности радаров ПВО были таковы, что за воздушную цель могли быть приняты облака или плотные стаи птиц.

Конечно, были методики, которые позволяли проводить селекцию целей, однако, при отсутствии принципиального понимания, что же делать с Рустом, они не помогали. Так, легкомоторный самолет, находясь под постоянным контролем наземных сил ПВО, беспрепятственно долетел до Москвы.

Матиас Руст был арестован через час после своего приземления. Его осудили на 4 года лишения свободы, однако в тюрьме Матиас провел лишь 15 месяцев, после чего был выпущен на свободу по амнистии. На этом его пилотская карьера завершилась.

Существует несколько версий полета.

Так, бывший сотрудник органов государственной безопасности, генерал-майор, военный историк Николай Шам утверждает, что полет Руста был спланированной диверсией с целью вскрыть возможности ПВО СССР перехватывать низколетящие цели.

— Если представить, что он шел с какой-то определенной задачей, например, для нанесения удара, то любая точка в Москве для него была бы доступна с точки зрения доставки любого вида оружия. Поэтому это был не просто скандал, а стыд для воздушной обороны страны. После этого инцидента последовали увольнения, отставки ответственных лиц, - считает Николай Шам.

Генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов утверждает, что имела место утечка информации о районах ПВО, якобы, с самого верха. Якобы министр обороны маршал Сергей Соколов забыл секретные документы после доклада на столе Горбачева.

- Горбачев карту не вернул, - утверждает Леонид Ивашов.

Что потом могло произойти с картой, можно только догадываться.

Появилась даже версия, что Руст садился на дозаправку в районе Старой Руссы, но документальных подтверждений этой версии до сих пор нет, а штатных баков "Цессны" хватает в среднем на восемь -девять часов лета. А имеющиеся в открытом доступе документы - чеки из аэропорта Хельсинки - свидетельствуют, что баки были заправлены под завязку.

Геннадий Окороков

http://vm.ru/news/496995.html

Картина дня

наверх