Загадки истории.

2 888 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

МиГ предательства. 40 лет назад США получили доступ к секретам советской ПВО

6 сентября 1976 года советский лётчик Виктор Беленко перелетел в Японию на истребителе Миг-25. В руках американцев оказался и сам самолёт, который вначале разобрали «до винтика», свинтили заново и только потом вернули, и система кодировки сигнала «свой-чужой». Велика ли оказалась эта потеря для СССР? Систему сигналов вскоре изменили, а поневоле рассекреченный самолёт начали активно продавать за хорошие деньги в валюте.

6 сентября 1976 года советский военный летчик старший лейтенант Виктор Беленко вылетел с приморской авиабазы в Соколовке на самолете МиГ-25П с бортовым номером «31» и в 13.40 по токийскому времени совершил посадку в аэропорту Хакодате на острове Хоккай­до. Японскими властями было сделано официальное уведомление, что Виктор Беленко попросил политического убежища.

МиГ предательства. 40 лет назад США получили доступ к секретам советской ПВОМиГ-25 Foxbat в Хакодате, Япония, 

Угон новейшего советского истребителя поставил на грань войны СССР и Японию. МиГ-25 Foxbat по праву считался лучшим высотным перехватчиком, спроектированным конструкторским бюро Микояна — Гуревича. Он серийно выпускался в 1970-1984 годах, это был высотный многоцелевой истребитель с потолком до 23 км и дальностью полета более двух тысяч километров. МиГ-25 Foxbat был способен летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука, на нем были установлены 25 мировых рекордов.

Угон самолета в Японию до сих пор неоднозначно расценивается историками и вызывает споры на многочисленных форумах в рунете и зарубежном интернете. Поступок Виктора Беленко оценивается от геройства и борьбы с тоталитаризмом до предательства, такой случай немыслим для японцев, у них вообще тема коллаборационизма не актуальна за неимением оного. Зато из стран коммунистического блока во времена холодной войны бежали на Запад десятки военных летчиков — из СССР и Венгрии, Польши и Чехословакии, Кубы и Вьетнама, Северной Кореи и Китая. Все это что становилось поводом для громких международных скандалов, ведь для бегства использовались самые передовые в техническом отношении истребители того времени.

 
 
 
 

Виктор Беленко по национальности русский, родом с Северного Кавказа, учился в Армавирском военно-воздушном училище. Как и многие однокашники, рвался в истребительную авиацию, чтобы сесть за штурвал самой современной машины — «Миг-25», о которой тогда ходили легенды. Он служил в 513-м истребительный авиаполку войск ПВО на Дальнем Востоке, куда переехал с семьей — женой и сыном. Здесь он летал на МиГ-25, к 1976 году в Советском Союзе было построено примерно 400 таких самолетов. Сформированные из этих машин полки несли боевое дежурство по всему периметру советских границ и в Восточной Европе. Виктор Беленко считался одним из лучших пилотов, был отличником боевой и политической подготовки, являлся парторгом эскадрильи и исполнял обязанности заместителя командира эскадрильи. Однополчане отмечали его общительность и эрудированность. Убежденным диссидентом и пламенным борцом с тоталитарным коммунистическим режимом он, конечно, не был.

МиГ предательства. 40 лет назад США получили доступ к секретам советской ПВО

В отличии от побегов спортсменов, художников и дипломатов, которые знали правду о Западе, летчик не знал ничего, кроме лжи советской пропаганды. Как пилот истребителя Виктор Беленко был из военной элиты, это то лучшее, что общество могло ему предложить... После побега в Японию Виктор Беленко получил политическое убежище от президента США Джеральда Форда, в 1980 году ему предоставлено по решению Конгресса США американское гражданство. В Америке Виктор Беленко женился на учительнице музыки из Северной Дакоты, имел двоих детей. В течение первых двадцати лет проживания в США Виктор Беленко по рекомендации ЦРУ часто менял имена и место жительства. Полтора десятка лет назад консультировал Тома Клэнси во время написания его известного бестселлера «Погоня за «Красным Октябрем». Помогал вести расследование в инциденте, когда советский истребитель сбил южнокорейский пассажирский «Боинг» над южным Сахалином...

Советское посольство в Токио резко заявило, что японцы должны немедленно возвратить машину и не допускать, чтобы кто бы то ни было мог ее осмотреть... Один из протестов был составлен в таких выражениях, что японцы охарактеризовали его как неслыханный в истории дипломатических отношений. События развивались по нарастающей. Советская военная авиация начала облеты Японии — это была подчеркнутая и весьма оскорбительная для японцев демонстрация силы... Министр иностранных дел Киици Миядзава заявил, что Советский Союз является страной, которая готова без конца обвинять других, но это не снимает с нее обязанности контролировать действия своих военнослужащих... После того как американские и японские специалисты выяснили все, что хотели, 12 ноября 1976 года «МиГ-25», запакованный в огромный деревянный ящик, был погружен на борт одного из судов Дальневосточного морского пароходства и отправлен на родину. Выгружалось судно в Находке в условиях абсолютной секретности.

...Виктору Беленко приписывали материальный ущерб СССР на сумму около 2 млрд руб., так как пришлось в срочном порядке по всей стране менять аппаратуру системы распознавания «свой-чужой». Коррупция в ВВС и армии генералитета и партийного руководства, принимающая к тому времени систематический характер и массовость, не была вскрыта. СССР потребовал от Японии выплатить компенсацию за ущерб, причиненный в ходе исследований самолёта японцами и американцами. Японцам был выставлен счет на 7,7 миллиона рублей, что соответствовало 11 миллионам долларов. Японцы выставили ответный счет и потребовали возместить ущерб за две сломанные антенны, поврежденные Виктором Беленко при посадке в аэропорту. Ущерб в 2 млрд руб., нанесенный летчиком СССР из-за замены системы «свой-чужой» вроде бы велик, но скорее мифичен, к тому времени эта система давно устарела, и её так и так надо было менять. Кроме того, радиолокационная станция по своей технологии действительно несколько уступала передовым образцам, и после этого случая мы сделали новую. Нами также были несколько усовершенствованы и сами ракеты. То есть этот случай послужил неким толчком нашему дальнейшему техническому росту. Поиздержалась и японцы. Так как в начальной фазе полета их РЛС потеряли МИГ, японцы немедленно закупили партию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Начался экспорт самолетов в Ирак, Ливию, Сирию и другие страны. Кстати, при последней войне в Заливе наши МИГи сбили несколько американских самолетов.

Японские и американские специалисты, осмотревшие самолет, дали ему высокую оценку. С точки зрения технологии металлов — МИГ был сделан из титановых, стальных и алюминиевых конструкций, он мог летать на максимальной скорости продолжительное время, причем с перегрузками. Отметили специалисты и оригинальность некоторых технических решений, у самолета был единственный низконапорный двигатель всего с четырьмя ступенями компрессора. А то, как он был смоделирован и сделан для больших высот, его автоматика вызывало у специалистов всеобщее восхищение. Есть мнение, что американцы на основе полученных данных сконструировали американский F-15. Однако это мнение опровергается тем, что F-15 был принят на вооружение в том же 1976 году, а первый полёт совершил в 1972 году...

6 сентября 1976 года старший лейтенант Виктор Иванович Беленко, управлявший новейшим советским истребителем МИГ-25, внезапно сделал обманный маневр, заставив других пилотов группы поверить, что его самолет разбился, а сам, на высоте 50 метров от поверхности океана, полетел по направлению к Японии.

Два «Фантома», поднятых на перехват, не успели даже приблизиться; он прошел над городом Отару на западе Хоккайдо и приземлился в аэропорту Хакодатэ на юге острова, чуть не столкнувшись при этом со взлетавшим «Боингом» и выехав за пределы полосы. Дальше было много занимательных подробностей: он сперва никого не подпускал к самолету, стреляя вверх из пистолета, потом заявил властям, что хочет уехать в США, те с радостью приняли его (а с еще большей радостью — самолет, который разобрали до винтиков, раскрыв все новейшие секреты, в том числе системы опознавания «свой-чужой»), была организована встреча Беленко с представителем советского консульства, на которой его безуспешно пытались убедить вернуться, а потом угрожали, слухи о его гибели в США (якобы, настигла предателя карающая рука наших плащей и кинжалов)...

Сколько было перебежчиков и предателей в дореволюционной российской армии? Что-то не идет на ум. Сколько их было в советский период, начиная со времен гражданской войны? Тут уже можно вспомнить и Виктора Кривицкого в Европе, и Генриха Люшкова на Дальнем Востоке, а уж в 60-80-е годы перебежчик пошел прямо косяком; наши орлы только успевали дыры в сфере безопасности латать. А вот у Японии таких «дефекторов» не было в принципе (то есть, не было знаковых, серьезных фигур, сознательно выбравших бы переход на советскую/российскую сторону). Японские коммунисты не в счет; это вопрос идеологический, когда человек переходит в некое иное измерение и становится малоадекватен действительности.

В этой идеологии, похоже, все и дело: невозможно построить что-то долговечное, основывающееся на абстракции «царства Божьего на земле». Этап первоначальной эйфории очень быстро сменяется вылезанием наружу худших общечеловеческих черт, прежде всего — желания жить лучше (других) и иметь больше (остальных). И вот, когда встал многократно проклятый и заклеймленный мир голодных и рабов, многие из них захотели наесться досыта и стать хозяевами. Хозяев много не бывает по определению, а желудочный и материальный голод удовлетворяется в сравнении с другими человеческими особями. В этом связи заметим, что Беленко и через 20 лет после побега вспоминал шок от первого посещения американского супермаркета, от невообразимого для советского человека обилия вещей и продуктов. Говорят, он долго и спокойно жил потом в Калифорнии, занимаясь бизнесом, в том числе и с Россией. Один из выводов: для исправления ситуации необходимо, чтобы «у нас» было не хуже, чем «у них».

«Моё первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами. В России того времени, впрочем, и в нынешней — трудно найти хорошие консервы. Поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды я приобрёл баночку с надписью „Обед“ и поджарил её содержимое с картошкой, луком и чесноком — получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!»

...Скрыть событие, о котором говорил весь мир, было невозможно. Сквозь рев глушилок все-таки кое-какая информация долетала. Проявив завидную оперативность, наши спецслужбы взяли ситуацию под свой контроль. Первое, что мы узнали из официальных источников: летчик сбился с курса, потерял ориентацию и вынужден был совершить посадку в Японии. Зная, что это не совсем так, спецслужбы делают агрессивный ход: они обвиняют японскую сторону в затягивании принятия решения по выдаче самолета и летчика. И дальше, когда стало ясно, что летчик и не собирается возвращаться на Родину, в телеэфире появляются его мать, которую, как потом выяснится, он не видел тринадцать лет, и жена, с которой, как опять же выяснится потом, он собирался разводиться. Обе женщины плакали, умоляли японцев сжалиться над ними и отпустить горячо любимого сына и мужа. Когда же летчик попросил политическое убежище в США, в ход пошли наркотики. Естественно, только под их влиянием он мог совершить такое...

В газетах появился странный снимок: Беленко с мешком (!) на голове сажают в какой-то лимузин.Забегая вперед, можно сказать, что историю с похищением самолета до конца замолчать не удалось. Она время от времени всплывала, а боевые летчики помнили ее всегда, благо те, кто служил в ПВО, друг с другом всегда пересекались. Да и МИГов-25 тогда было всего 400 единиц. Многим из пилотов пришлось и учиться с Беленко, и служить, и проходить переучивание на новые самолеты. Чтобы пресечь все разговоры о нем и навсегда забыть, в газетах была опубликована коротенькая, но ярко поданная заметка: Виктор Беленко погиб в автокатастрофе. Все, туда ему и дорога... Забудьте!

История с этим перелетом до сих пор загадочна. МИГ-25, по обозначению НАТО Foxbat интересовал американские спецслужбы с того самого дня, как только они узнали о его наличии. Разработка истребителя, способного в три раза перекрывать скорость звука и перехватывать высотные и скоростные цели в стратосфере, началась в 1962 году. В 50-е и в начале 60-х годов полеты американских самолетов-разведчиков над территорией СССР стали обычным делом. Из тех документов, которые были рассекречены, стало известно, что в этот период было совершено более 10 тысяч шпионских полетов вдоль границ СССР и Китая. Цель была одна — выявить систему противовоздушной обороны... С появлением МИГ-21 число разведывательных полетов заметно уменьшилось. Высотные рекорды нового истребителя впечатляли. Но МИГ-21 решено было сделать фронтовым истребителем и ограничить его высотный потолок...

К 1976 году ни одна страна в мире не обладала самолетом-перехватчиком, способным конкурировать с МИГ-25. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом и пытаются раздобыть о нем любые сведения. И до сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами. Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США...

Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Он объясняет свой поступок точно так же, как и в 1976 году. О личной жизни бывшего летчика все эти годы не было ничего известно и японскому режиссеру удалось кое что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния, скитаясь по гостиницам и мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка — предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. И свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом. Но, как сказал режиссер, унывающим Беленко не выглядит — типичный веселый американец...

http://www.livejournal.com/media/703851.html

Картина дня

наверх