Загадки истории.

2 888 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Наверное, некоторые читатели натыкались в обсуждениях на эти картинки:

№ 1

Сторона А Сторона Б

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Последователи Левашова и др. "ведических волхвов" любят вставлять эти рисунки в комменты для подтверждения своих фантазий. Мол, видите же: на храме справа - символы Солнца, стало быть ему и храм посвящен, и строили его солнцепоклонники! А слева, мол бывший "русский ведический храм", уже переделанный в церковь с крестами - айяяй, вот так "жидославные попЫ давили религию предков"!

Однако, большинство читателей здраво предполагает, что картинки посвящены вовсе не язычникам, а объяснению различий между отдельными направлениями в христианстве, либо между более ранней и более поздней обрядностью. И они правы!

Так, на картинке № 1 изображены миряне и клирики с атрибутами церковной службы. В глубине помещения, на фоне стены, виден посох Патриарха (старого и нового образца). В правой части каждой из картинок, на столике перед распятием видны просфоры, или хлебцы для литургии. Отдельно, крупно изображена кисть руки, с пальцами сложенными 1) для крестного знамения 2) для благословения.

Деление картинки №1 на две части (А и Б) символизирует две эпохи: до и после реформ Патриарха Никона. Какая из них более ранняя, легко понять, сравнив одежду мирян.

В части Б они одеты в подобие европейских сюртуков или мундиров, что характерно для 18-19 веков , а в части А - одеты в старинное долгополое русское платье, характерное для до-петровского времени.

№ 2

Сторона А Сторона Б

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

.

На картинке № 2 изображены исключительно атрибуты и символы: крест, митра, жезл (или посох) Патриарха, а также кисти рук с пальцами, сложенными для благословения и крестного знамения; вверху символически (внутри круга) изображены просфоры с вынутыми частицами. Поскольку людей на картинке нет, то поневоле приходится ориентироваться по форме митры, посоха и т.п.

Итак, что мы видим?

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Деревянный посох святителя Петра (14 век.), Музеи московского Кремля.

Посох Патриарха Кирилла:

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Обратите также внимание на его митру, сравните с формой головного убора у священников-староверов :

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Уже по этим предметам ясно, что более ранний вариант атрибутов на картинке N 2 - в части Б (справа).

Значит, слева, в части А - современный вариант.

Теперь еще раз посмотрим на символическое изображение просфор в части А.

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Их 5 штук (крупные треугольники), украшенных оттиском равностороннего креста , ниже - вынутые частицы (мелкие треугольники).

Сравним с современным обрядом, совершаемым в РПЦ:

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора. Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы (на схеме представлена дважды: в виде квадрата с крестом и в виде незакрашенного треугольника).

2. Богородичная просфора.

3. Девятичинная просфора.

4. Заздравная просфора

5. Заупокойная просфора.

Сравним с изображением просфор в части Б.

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Их 7 штук (треугольники + квадрат с оттиском креста с дополнительными перекладинами).

Сравним с современным обрядом, совершаемым в старообрядческой церкви.

Загадочная картинка с далеко идущими выводами

Думаю, что на этом можно остановиться и честно сказать: данные рисунки не имеют никакого отношения к арийству, ведизму и прочей экзотике. Они созданы в жанре лубка, которому свойственна злободневность и хлесткий стиль. В русле этого стиля - художественное преувеличение, в виде отсутствия крестов на изображенной художником новой церкви. Вместо крестов - непропорционально крупные декоративные элементы в виде звезд или солнц, осуждаемые старообрядцами. Всё, что хотел этим сказать автор-старообрядец - это "не ходите туда, они отпали от христианской веры!".

То есть, в данной серии лубков никакого сочувствия и тем более похвалы язычеству не наблюдается, поэтому надуманные обвинения в "подмене терминов" тут совершенно не к месту. Корявая выдумка о "русских ведийцах, славивших правь" и оттого якобы называвших себя "православными", способна только насмешить. Еще смешнее претензии псевдо-язычников к РПЦ, которая якобы отняла и присвоила это бренд в ходе Никоновской реформы.

Уверен, что люди, более близкие к Церкви, чем я, смогут дать более качественные пояснения к "загадочным картинкам".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх