Загадки истории.

2 887 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Васильевич Шеин
    Начальником академии в тот момент был Павел Алексеевич Курочкин — генерал армии, Герой Советского Союза, крупный воен...«Отец народов»: М...
  • <Удалённый пользователь>
    И сейчас такие же. Только оформление другое. Техника...А так, ничего не меняется в глубинном мире.Странные дореволю...
  • Дмитрий Литаврин
    Статеечка - никакая. Но то, что революционеры всегда были террористами, бомбистами, бандитами, вымогателями и прочее ...Как бывший семина...

Святая дева

Журнал: Загадки истории, №14 — апрель 2016 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Николай Котомкин

Почему в Средние века Богородицу почитали больше Христа?

Фото: поклонение католиков Деве МарииМария, родившая Иисуса, разумеется, никаким образом не относилась к богиням. По христианскому учению, она была совершенно обычной женщиной, которую за искреннюю веру и целомудрие Бог избрал для воплощения самого себя в земном теле. По большому счету, подобные воплощения богов в человеческом теле у языческих народов были не редкостью. У греков таким образом входили в мир герои — дети богов, например Геракл. Вот и иудейский Бог избрал для себя земную женщину. Мария, являясь своеобразным «сосудом», никак не могла претендовать на какое-то из верховных мест в небесной иерархии. В канонических Евангелиях и нет никаких оснований для подобных претензий.

Египетские корни

Однако христианство возникало не на пустом месте. Вокруг существовало множество развитых и вполне сформированных культов богинь, родивших богов. Самым распространённым был культ древнеегипетской Исиды. Как известно, одна из наиболее сильных богословских школ раннего христианства находилась как раз в египетской Александрии. И как бы александрийские богословы ни отвергали Исиду, почитание этой богини повлияло на раннее христианство.

Роль матери Иисуса казалась христианам особенной и важной хотя бы потому, что из её чрева вышел Сын Божий.
Начиная с 3-го века римские христиане начали оказывать особые знаки внимания Марии, Матери Божьей. Вместе с тем по всей Римской империи святилищ Исиды было огромное количество. Римляне хорошо относились к чужим богам и охотно включали их в свой пантеон. Исида была там на особом месте. Вероятно, не в последнюю очередь благодаря мистериям. А поскольку среди христиан становилось все больше римских граждан, то Марию, родившую Иисуса, они по старой памяти ассоциировали с Исидой, родившей Гора.
Во времена императора Константина Великого христианство стало государственной религией. На месте языческих святилищ стали воздвигать христианские храмы. Поступали святые отцы просто — перепрофилировали языческий храм и нарекали его новым именем. Святилища Исиды мгновенно превратились в храмы, посвящённые Богоматери. Вскоре оказалось, что их больше, чем храмов, посвящённых Троице или Христу! Нужно было срочно определить позицию церкви к матери Иисуса: кто она — женщина, родившая ребёнка, или женщина, родившая Бога?
Большинство вступилось за Марию, признавая за ней право быть матерью Сына Божьего, не вдаваясь в тонкости, сошёл ли на неё Святой Дух в момент зачатия или же он сошёл лишь потом на новорождённого Иисуса. Так почитание Марии было одобрено высшей церковной властью. На одном из первых соборов был также поднят вопрос: а как же зачатие повлияло на Марию физически — то есть нарушено было её целомудрие или нет? Решили, что общение со Святым Духом урона целомудрию не нанесло. Более того, и рождение Иисуса тоже его не сокрушило — Мария как была девственницей, так ею и осталась. Так Марию объявили Вечной Девой (в православии это называется Приснодева).
Церковь в чем-то сделала доброе дело: положение женщины в позднеантичном и раннесредневековом обществе было тяжёлым. Почитание Марии как Матери Иисуса и Целомудренной Девы укрепило позиции женщин разных слоёв общества. Мужья стали гуманнее относиться к своим жёнам, а дети — больше уважать своих матерей. Постепенно сформировались и иконографические признаки почитания — Марию стали изображать всё чаще с младенцем Иисусом. Но это ещё был не конец борьбы.

Самая добрая

В 11-13 веках католическая Европа полностью переосмыслила своё отношение к Богоматери. Она стала считаться даже более доброй и милосердной к человеческому роду, чем распятый за его грехи Иисус. Именно тогда появилось большинство молитв, обращённых именно к ней, Марии, а не к Отцу Небесному или его Сыну.
О Сыне даже ходила такая средневековая легенда. Один юноша по имени Теофил, служивший у епископа, продал душу дьяволу, чтобы добыть себе славу и богатство. Как водится, он заключил с врагом рода человеческого договор, подписав его собственной кровью. И скоро сделал хорошую карьеру. Но мысль о том, что он совершил, мучила Теофила. Он живо представлял, какой кошмар ожидает его после смерти, когда дьявол потребует исполнить договор. И вот увидел он две лестницы, спущенные с неба. На вершине одной стоял Иисус, на вершине другой — Богоматерь. Теофил бросился к лестнице, где был Иисус, и стал подниматься. Но лик Иисуса исказился от отвращения, и он сбросил несчастного на землю. Тогда Теофил стал взбираться по другой лестнице, моля о прощении. И мать Иисуса его не отвергла. Она протянула Теофилу руку и ввела в Царство Небесное. А расписку, которая едва не сгубила Теофила, отобрала у дьявола. Эта трогательная история изображена на горельефах в самом знаменитом соборе, посвящённом Марии — Нотр-Дам-де-Пари.
В той же средневековой Европе распространилось множество изображений Марии (кроме собственно Марии с младенцем) с характерными названиями: «Дева Мария, укрывающая страждущих плащом», «Дева Мария, восседающая на троне», «Дева Мария, непорочно зачатая», «Дева Мария страждущая», «Дева Мария и единорог»…
О последней Марии речь особая. Единорог в христианской символике считался воплощением целомудрия. Но ещё он символизировал Иисуса Христа. Поэтому Марию изображали с единорогом, припавшим к её груди. Постепенно почитание Марии было перенесено на любую женщину. Так появился рыцарский культ Прекрасной Дамы. Это обожествление женщины как таковой подняло выше и почитание самой Марии. Она стала практически четвёртой ипостасью Бога.
И молитв, обращённых к Марии, насчитывается в несколько раз больше, чем молитв, обращённых к её Сыну или Богу-Отцу. В латинском варианте это Ave Maria, розарий (цикл молитв, полный круг которых включает в себя 150 Ave Maria), «Ангел Господень», Лоретанская молитва (или литания) и так далее. Даже некоторые виды чёток в католичестве разделены более крупными бусинами по числу молитв Деве Марии — именно по ним и читают розарий. Кроме того, существуют многочисленные католические распевы и хоралы, исполняемые во время богослужений и посвящённые Богоматери. Самые известные — «Магнификат» и Stabat Mater.

Хижина из Палестины

Почитание Марии наложило замечательный отпечаток на всю европейскую поэзию, живопись и скульптуру. Было создано огромное количество фресок и картин, посвящённых ей, особенно в эпоху Возрождения. Некоторые формы поклонения Марии выглядят весьма своеобразно. Например, в итальянском городке Лорето расположен «домик Марии», по легенде, перенесенный из Палестины ангелами после того, как крестоносцы потерпели поражение от сарацин в Святой земле. Это небольшое строение, известное также как Святая хижина, имеет размеры всего 8,5 метра в длину, 3,8 метра в ширину и 4,1 метра в высоту. В реальности его, скорее всего, действительно перевезли из Палестины — за счёт правителя эпирского царства Никифора I. Правда, изначально домик был перевезён в Далмацию, а уже оттуда неизвестным способом попал в Лорето, где вокруг него построили базилику. Папы римские несколько раз подтверждали подлинность Святой хижины своими буллами. А в позднем Средневековье в Европе было модно строить копии этого домика, которые, как и оригинал, становились местом паломничества. Именно к скульптуре Марии в Святой хижине обращена знаменитая Лоретанская молитва.
В православии Мария занимает тоже вполне достойное место, но её почитают только как мать Иисуса и заступницу за всех обиженных. В православии она хоть и Приснодева, но это никогда не играло особой роли. Другое дело — католические страны, где нередко именно девственность становилась главным признаком святости, как в случае с Жанной д'Арк, которая начинала или завершала свои послания двумя именами, стоящими рядом: Иисус+Мария.
В отложившихся от католицизма церквях такого почитания Девы Марии нет. Более того, многие протестанты отрицают молитвенное обращение к матери Иисуса, как и её особую роль. Даже мусульмане относятся к Марии (в Коране — Марьям) с гораздо большим почтением, считая её матерью своего пророка Исы.

 

 

источник

Картина дня

наверх