Последние комментарии

  • Николай Бобин
    Я тэбэ одну умную вэщ скажу, ты не обижайся: в девяносто первом проиграли и белые. Потому что они в гражданскую воева...Почему белые проиграли в гражданской войне?
  • vlevin60 levin
    либерасты проиграют по тому жеПочему белые проиграли в гражданской войне?
  • Ольга Ершова
    п. 18 - как был болтун, так болтуном и остался. И даже его преклонные годы не вызывают уважения. И поделом потерял св...Немного интересных фактов о Советском Союзе.

Почему среди русских революционеров было много евреев? (еврейский вопрос в Российской империи)

В маргинальных кругах идея о том, что революции 1905-1907 и октябрьская революция 1917 года были плодом еврейского заговора, циркулирует до сих пор. Занимаются этим как люди, скажем так, недостаточно образованные, склонные сложные вопросы решать конспирологическими теориями, так и те, кто сознательно использует чужие ксенофобию и антисемитизм в каких-то своих целях.

Как доказательство обычно приводят список с количеством евреев в первом советском правительстве, согласно которому действительно получается, что иудеев было больше 80%. Хотя и сам этот список частично ошибочен, частично подложен, постараемся всё же разобраться в этом вопросе в общих чертах и понять, можно ли говорить о существовании некоего заговора или нет.

 
Плакат 1904 года. "Русский царь - прекрати жестоко подавлять евреев!"
Плакат 1904 года. "Русский царь - прекрати жестоко подавлять евреев!"

Говоря о еврейском населении в Российской империи, следует отметить, что его, как такового, до вхождения в её состав Крыма в 1783 году и разделов Польши в 1772-1795 гг. не было. Только начиная с XIX в. так называемый «еврейский вопрос» встаёт на повестку дня. В Речи Посполитой евреи были носителями капиталистических тенденций и нередко, занятые в сфере управления, полностью замещали помещиков в хозяйственных делах. Частенько они арендовали сельхоз. угодья, отдельные монополии, а одно время фактически контролировали сферу ростовщичества. Неудивительно, что у своих христианских соседей они вызывали раздражение. Ко времени разделов Польши экономическое влияние евреев снизилось. Финансисты-евреи не выдерживали конкуренции со стороны монастырей и богатых землевладельцев. Тем не менее, мнение о коварных евреях-эксплуататорах было достаточно устойчиво. К экономическому моменту примешивался и религиозный. Евреи, по мнению властей, считали себя избранным народом, презирали иноверцев, с которыми жили, не уважали государственную власть, поскольку для них соблюдение норм своей религии считалось важнее исполнения законов. Само отношение народа к иудеям было хуже, чем к мусульманам, ведь они – еретики; к тому же, из-за них был казнён Иисус Христос. [Примечательный момент касательно католичества и позиции Ватикана. Только после Второго Ватиканского собора 1965 года в церковных текстах было убрано упоминание о вине еврейского народа за распятие Иисуса Христа, а в декларации Nostra Aetate («В наш век») было сказано: «Хотя иудейские власти и их приверженцы настояли на смерти Христа, однако то, что было совершено во время Его страстей, не может быть огульно вменено в вину ни всем жившим тогда иудеям, ни иудеям современным. Хотя Церковь и есть новый Народ Божий, однако иудеев не следует представлять ни отверженными Богом, ни проклятыми, утверждая, будто бы это вытекает из Священного Писания».]

К началу XX в. положение евреев в России сложно было назвать хорошим. После трагической гибели Александра II от рук революционеров по стране прокатилась волна еврейских погромов (в «Народной воле», ответственной за убийство царя, было немало евреев, но, что характерно, в основном не на руководящих должностях), а правительство резко ужесточило политику по отношению к иудеям. В черте еврейской осёдлости теперь запрещалось селиться в сельской местности; приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; торговать в воскресенье и в христианские праздники. Эти так называемые «временные правила» периодически дополнялись. Например, в 1887 году евреям, жившим в деревнях, запретили переезжать из одной деревни в другую. Они были отменены только в 1917 году Временным правительством. [Против них ещё в начале XX в. выступил ряд чиновников, в частности, Виленский генерал-губернатор П. Д. Святополк-Мирский, писавший в своём докладе, что они привели к самым неблагоприятным последствиям: к бедности, граничащей с полной нищетой, общей массы евреев и к предельному обострению борьбы за существование среди евреев.]

 
Губернии, входившие в черту оседлости
Губернии, входившие в черту оседлости

Евреи были лишены права участвовать в органах земского самоуправления реформой 1890 г.; в 1886 г. была установлена процентная норма для приёма евреев в гимназии и университеты; циркуляр «О приведении в исполнение мер по ограничению наплыва лиц Моисеева закона в военно-медицинскую службу» от 10 апреля 1882 года П.С. Ванновского ограничивал долю евреев-врачей и фельдшеров в армии. Безусловно, это были не единственные меры, предпринятые правительством против евреев, однако всё же главной причиной, по которой евреи шли в революционные организации, становились социалистами, оставалось существование черты осёдлости. Согласно данным первой всеобщей переписи населения 1897 года только 1,4% российских евреев признали русский язык родным, для 97,9% родным был идиш: политика властей в итоге привела к тому, что они вообще почти не ассимилировались. Получалось так, что действия правительства в отношении евреев приводили к тому, что их часть революционизировалась, что, в свою очередь, вело к новому витку ужесточения политики и еврейским погромам.

 
Первый Совет Народных Комиссаров
Первый Совет Народных Комиссаров

Напоследок затронем вопрос состава первого Наркома. В книге белоэмигранта Андрея Дикого «Евреи в России и СССР» указано: «Ленин — председатель, Чичерин — иностранные дела, русский; Луначарский — просвещение, еврей; Джугашвили (Сталин) — народности, грузин; Протиан — земледелие, армянин; Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей; Шлихтер — снабжение, еврей; Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей; Ландер — госконтроль, еврей; Кауфман — государственные имущества, еврей; В. Шмидт — труд, еврей; Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка; Шпицберг — культы, еврей; Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей; Анвельт — гигиена, еврей; Исидор Гуковский — финансы, еврей; Володарский — печать, еврей; Урицкий — выборы, еврей; И. Стейнберг — юстиция, еврей; Фенгстейн — беженцы, еврей. Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев». Тем не менее, в данном тексте – масса ошибок. Ряд должностей указан не точно, часть упомянутых членов СНК в нём никогда не была, другая часть была в других составах, некоторые наркоматы никогда не существовали (вроде наркомата гигиены), а ещё несколько не было включено в список (путей сообщения, почт и телеграфов). Наконец, на картинке выше вы можете наблюдать настоящий состав первого совнаркома. Из 15 его членов только двое были евреями – Ленин и Троцкий. Луначарский, зачисленный Диким в евреи, на самом деле был русский (фамилия отца Антонов).

Таким образом, можно видеть конкретные причины, почему часть еврейского народа в Российской империи революционизировалось (только часть, к слову, притом, что другая часть, тоже достаточно значительная, выступала против революции, тем более что касается евреев, владеющих крупным имуществом и вращающихся в банковских кругах). К этому также следует прибавить, что к любым мемуарам стоит относиться вдвойне осторожнее и стараться перепроверять информацию из них, если возможно, другими источниками. Иначе получится такая вот «путаница», как вышло с составом первого совнаркома.

(с) Zeist

Популярное в

))}
Loading...
наверх