20 декабря 1990 года Шеварднадзе взошел на трибуну Сьезда народных депутатов и начал рассказывать что-то не совсем членораздельное о надвигающейся диктатуре, из его речи можно было понять только то, что он больше не министр иностранных дел СССР. Так закончилась одна из самых неудачных дипломатических карьер в СССР и одно из самых спорных и странных министерских назначений Горбачева.
Тогда ничто ничего не понял. Почему "Мистер Да" (так прозвали на Западе Шеварднадзе в противовес его предшественнику "Мистеру Нет" Андрею Громыко) внезапно закончил свою блестящую карьеру невнятным лепетом на высокой трибуне, чтобы потом спустя несколько лет вынырнуть в мутной воде грузинской гражданской войны и стать президентом страны? Но спустя многие годы стали известны очень интересные подробности этой отставки. Оказалось, что все дело в тайном соглашении о разделе акватории Баренцова моря, которое Шеварднадзе подписал с госсекретарем США Бейкеров летом 1990 году в Вашингтоне. Министр иностранных лет СССР сделал это в интересах США, предав интересы собственной страны. Более того, ходили слухи, что сделал он это за огромную взятку и личные гарантии будущей безопаности после развала СССР.
Более того, на решении Совмина об одобрении этого соглашения стоит факсимилье Рыжкова, сам же Рыжков отверждает, что никогда не только не подписывал, но не видел и не обсуждал этот документ!
Фактически Шеварднадзе самовольно изменил границу СССР, хотя право на это итмел только Сьезд народных депутатов, это соглашение не обсуждалось ни в правительстве СССР, ни в Политбюро. Он единолично передал своему другу Бейкеру более 50 тысяч квадратных километров советской акватории, под которыми находятся богатейшие залежи нефти. Так называемая "линия Шеварднадзе-Бейкера" до сих пор официально не признана российским правительством и действует де факто. Многие открыто называют ее "линией предательства".
Свежие комментарии